Вдохновившись очередным крутым вебинаром от маркетолога Михаила Руденко, члена гильдии маркетологов России, делимся мыслями и соображениями 🙂
Массфолловинг в Инстаграме – отличное средство по поиску целевых клиентов для своего бизнеса?
Нет! Нет! И ещё раз, НЕЕЕТ!
Суть данного метода — сделать процесс подписки автоматическим, не затрачивая силы и бюджет. Не искать вручную аккаунты «теплой аудитории», а лишь правильно настроить и запустить приложение..
Страшно? Вы подумали, что мы с ума сошли? Или нас взломали?
Нет. Это просто корни проблемы.
Большинство инструментов массового поражения в интернете создается хоть и с благой целью: облегчить жизнь тем, кто взялся «под ключ» наладить коммуникации чужой компании с ее клиентами, но действует с точностью наоборот.
КАК ?!! Читаем дальше ! 🙂
Каждое утро мы открываем Инстаграм, чтобы посмотреть, сколько интернет-магазинов на нас сегодня подписалось.
Массфолловинга стало много. Несмотря на то, что он является прямым нарушением правил пользования сервисом (Инстаграм запрещает любую коммерческую активность аккаунтов, мешающую пользователям), толпы торговцев китайскими портмоне, владельцев автосервисов, салонов красоты, фитнес-клубов и инфобизнесменов идут в Инстаграм, чтобы навязчиво продавать там свои продукты.
И это стало проблемой для всех.
Массфолловинг – это проблема для клиента
Каждое утро мы открываем Инстаграм, чтобы посмотреть, сколько интернет-магазинов на нас сегодня подписалось.
Массфолловинга стало много. Несмотря на то, что он является прямым нарушением правил пользования сервисом (Инстаграм запрещает любую коммерческую активность аккаунтов, мешающую пользователям), толпы торговцев китайскими портмоне, владельцев автосервисов, салонов красоты, фитнес-клубов и инфобизнесменов идут в Инстаграм, чтобы навязчиво продавать там свои продукты.
И это стало проблемой для всех.
Массфолловинг – это проблема для клиента
Он вызывает негатив. Вообще, негатив вызывает любой рекламный контакт, который:
- нерелевантен потребности клиента или вырван из контекста;
- инициирован тогда, когда удобно рекламодателю, а не тогда, когда клиент готов его воспринять;
- пытается захватить внимание клиента манипуляцией.
На последнем стоит остановиться подробнее.
Когда вы ставите лайк, вы как бы говорите человеку «мне нравится то, что ты делаешь, продолжай в том же духе». Аналогично и с подпиской. «Мне настолько нравится твой аккаунт, что я хочу и дальше наблюдать за тобой» – подразумеваете вы, когда подписываетесь на кого-то. Social action постепенно становятся новой формой человеческого общения – сверхпростой и сверхбыстрой, не требующей усилий. И эта форма общения уже претендует на основную. Однако, как и любое оценочное суждение, она не развивают, а примитивизируют коммуникацию, сводя её к простым форматам «хорошо» или «плохо». В то время, как истинная цель бизнес-коммуникации – донесение и раскрытие ценностного предложения – просто не может быть достигнута таким образом.
Что же получается. Пользователь получил лайк или подписку от коммерческого аккаунта. Пользователю передали метасообщение «Ты мне интересен! Мне нравится то, что ты делаешь!». Осознаёт пользователь это или нет, внутри него сработает заложенный соцсетью сценарий – им интересуются. Он идёт смотреть, кто же это, и в 99% случаев видит примитивный оффер формата «купи прямо сейчас по низкой цене!». Эффективно? Нет. Потому что вообще не несёт никакой ценности для пользователя, кроме примитивной манипуляции.
Массфолловинг – это проблема для бизнеса
Потому что манипулировать клиентами – невыгодно в долгосрочной перспективе. Известно, что наибольшую прибыль компании приносят постоянные клиенты. Но станет ли клиент постоянным, если отношения с ним изначально начали с манипуляций? Если его внимание привлекли таким способом? И нужен ли бизнесу клиент, который на это повёлся?
Давайте честно. Есть бизнес, а есть однодневки, которые созданы для того, чтобы впарить и убежать. Бизнес стремится к долгосрочным отношениям с клиентом, однодневке важно, чтобы купили здесь и сейчас, а что будет дальше – не важно. Бизнес выбирает клиентов, однодневке всё равно, кто купит. Бизнес заботится о своем имидже, однодневке без разницы – через неделю её не будет на рынке. Бизнес вкладывается в продукт, однодневка – в массовый и дешевый трафик. И вот массфолловинг – подходящий инструмент для однодневок. Он очень дешев (средняя стоимость сервиса для массфолловинга не превышает 2000 сом в месяц за несколько аккаунтов) и совершенно не работает на имидж компании. Точнее, работает против имиджа компании. Стереотип уже сложился – массфолловинг считается уделом говноинфобизнеса, торговцев китайским ширпотребом и прочих сомнительных компаний.
Однако бизнес не всегда хорошо понимает, что за инструмент ему предлагают под красивой обёрткой. И это тоже на самом деле проблема бизнеса. Увы, многие владельцы компаний до сих пор считают, что соцсети – это такой специальный ящик, в который можно положить купюру и достать из него готовых тёпленьких лидов. Это не так.
Люди не ходят в соцсети за покупками. Люди ходят в соцсети, чтобы читать то, что им интересно, обсуждать то, что им интересно, и делиться тем, что им интересно.
Как бизнес помогает им в этом? Чаще всего никак.
Правда в том, что соцсети – это инструмент коммуникации, а не продажи. Он отлично подходит для работы с потребностью клиента в общении, и сильно в меньшей степени – в продукте.
Представьте себе двух бабушек, торгующих горячими пирожками зимой на остановке. Одна бабушка молча стоит, молча продаёт пирожок, молча берет деньги, молча провожает клиента взглядом. А другая бабушка общается со покупателями – спрашивает, как дела, интересуется, сочувствует. С этой бабушкой можно поговорить, спросить совета, поделиться проблемами, пока ешь пирожок. Она выслушает и посочувствует. Искренне. У какой бабушки будет больше клиентов? Очевидно, что у второй. Это и есть потребность в контакте. Потребность в искреннем, человеческом общении.
И вот как раз для поддержания такого контакта соцсети подходят лучше всего. Но редкий бизнес всерьез задумывается об этом. Порой складывается ощущение, что предпринимателям всё равно, как их компания общается с людьми в сети. Как она при этом выглядит, что говорит, какие ценности несёт. И вот именно они – низкие требования владельцев бизнеса к культуре общения и формирует огромное количество предложений «раскрутки» компании в соцсетях, основанных на неверной парадигме: нацеленность на активные продажи, а не выстраивание нужных бизнесу отношений с клиентами.
Только клиент решает, купить ли у вас и когда.
Всё, что может бизнес – сосредоточиться на том, чтобы сделать процесс принятия решения о покупке и саму покупку максимально простыми и приятными.
Именно по этой причине массфолловинг не может быть инструментом продвижения в соцсетях. Он не выстраивает никаких отношений, кроме ощущения раздражения от примитивной манипуляции. И чем раньше бизнес (именно бизнес, не однодневки!) это поймет и начнёт отличать мух от котлет, тем меньше будет горе-сммщиков, пользующихся неграмотностью владельцев и предлагающих массфолловинг как «привлечение клиентов из соцсетей». Тем меньше будет проблем у самого бизнеса, который пока что портит имидж в глазах целевой аудитории, да еще и сам платит за это. И наконец, тем меньше проблем будет у настоящих SMM-специалистов, которые знают, зачем компании должны идти в соцсети.
P.S.
Декабрь 2014 года.
Инстаграм провел чистку ботов. Певец Джастин Бибер потерял 3,5 млн подписчиков (15%), Ким Кардашьян — 1,3 млн (5,5%). Самое забавное: официальный аккаунт Instagram «похудел» на 29% (18,9 млн подписчиков).
Этот странный, странный мир. Мир, в котором мы живем. Живем, Карл!